Йоджи Ямомото – «король асимметрии», основатель фирмы «имени себя» - родился в 1943 году в японской семье солдата и портнихи. Йоджи еще не исполнилось двух лет, когда отец погиб на войне. С тех пор мама носила только черные одежды. Может, именно этим объясняется то, что 90 процентов моделей ее сына – черного цвета?

Мать одна вырастила Йоджи, и при этом война навсегда осталась в его памяти, что тоже отразилась в творчестве кутюрье. Правда, он себя никогда так не называет: «Я – портной, но никак не кутюрье», - говорит этот весьма своеобразный человек.

Но и «портным» - если уж ему так нравится! - он стал далеко не сразу. Сначала изучал английский язык в университете Ниррон. Затем окончил еще один, причем очень престижный университет – Кейо. И только после этого, наконец, определился со специальностью – понял, что хочет заниматься модой.

Подробнее»

Он поступил в соответствующий токийский колледж Bunka Fukuso Gukain (кстати, вместе с ним здесь учились Исея Маяки и Кензо) и сшил для маминой подруги свое первое платье – длинное, черное, обволакивающее фигуру, как кокон.

После окончания колледжа дизайнер 4 года работал в разных компаниях – набирался опыта. И, наконец, в 1972 году открыл собственную фирму. Через два года представил свою коллекцию prêt-a-porter в Токио.

И только в 1981-м провел первое дефиле в Париже. Критика была просто уничтожающей! «Идиот, ни черта не смыслящий в моде», «вещи, не имеющие ничего общего с модой для нормальных людей», «все это напоминает ядерные взрывы» - вот далеко не все высказывания, появившиеся в газетах.

Но уже через год Йоджи Ямамато получил свою первую награду – 26-ht Fashion Editors Club Awards.

А с 1984-го он стал признанным «первым философом моды». В своей работе Ямамото обращается к прежним временам, когда еще не было так называемого развитого «общества потребления» и люди жили среди простых и функциональных предметов.

Его вещи из самых последних коллекций можно принять за одежку из комиссионки. Тут могут оказаться и очень потертые брюки, и платья с неподшитым подолом, и разлохматившиеся, словно от частой стирки, края рукавов.

И еще модельер не любит симметрию. Он считает, что это красиво, но как-то неестественно. Вся его одежда создается в едином стиле, но при этом очень индивидуальна.

Фантазия Йоджи Ямамото не имеет пределов. Это проявляется и во время показов. Один из них он провел в знаменитом кабаре «Мулен Руж». Девушки выходили в кружевах, кринолинах, окутанные облаками газа. Потом все это сбрасывалось, отстегивалось, снималось и бросалось на пол. Модели оставались в асимметричных бюстье и строгих прямых юбках. Затем все начиналось сначала.

Манекенщицы появлялись практически неглиже. Потом из карманов нижних юбок доставали и надевали роскошные туалеты и аксессуары - все вплоть до букета невесты. Вывод (он же философ моды!): наносное исчезает, классика остается.

Модельер считает одежду «другом, который все о тебе знает». И полагает, что если его вещи кажутся незаконченными, то для того и существует собственная фантазия, чтобы привести к полному слиянию человека и его костюма.

Yohji Yamamoto имеет множество линий, поскольку дизайнер стремится шить вещи для людей, несхожих по возрасту, характеру и взглядам на мир.

Есть линия одежды для женщин, перешагнувших возраст зрелости. Им требуются наряды несколько мрачноватые, с четким силуэтом и обувью на низком каблуке.

Другая коллекция – для самодостаточных, уверенных в себе дам. В ней нет ничего легкомысленного, никаких украшений и аксессуаров.

Мужчины не должны, по мнению модельера, специально одеваться. Им надо просто прикрыть тело. У него есть особая линия, выпускающая вещи для мягких и слабовольных свободных художников.

Вместе с фирмой Mandarina Disk компания Yohji Yamamoto выпускает линию сумок. А с Mikimoto – украшения из жемчуга.

Став и 2002 году креативным директором Adidas, Ямамота позаботился, чтобы ненавистные ему грубые кроссовки приобрели несвойственную им прелесть, и изготовил небольшую эксклюзивную партию из набивной ткани с цветами, узорами и даже кристаллами Swarovski.

Кроме того, молодежи предназначена специальная линия, которая предлагает более яркие и дешевые вещи.

В последнее время модельер стал шить свои шедевры и из тканей красных, лиловых и даже розовых тонов. Но всегда сначала закрашивает силуэт на эскизе черным, чтобы четче выделялась фигура. А потом просто пишет, какого цвета должна быть эта модель. Поэтому его изделия все равно черные, смеется дизайнер.

Соединив тенденции Востока и Запада, причем так, чтобы восточные мотивы никогда не превалировали, Йоджи Ямамота добился потрясающего результата. Его работы по-настоящему красивы. Недаром же с самого начала его лозунгом было «Не путайте красоту с красивостью». И отличительное черта его моделей – изящество и простота покроя. А иногда он просто может завернуть женщину в кусок ткани. Но зато как!

Ямамото-сан называет себя «самобытным самураем», при этом утверждая, что уже не чувствует себя японцем. Как любой европеец, он любит быструю езду, бильярд, спорт, трех своих собак и Боба Дилана.

Он считает себя лентяем, но ежегодно выпускает по нескольку коллекций. Говорит, что, когда надоест нынешнее занятие (которое, между прочим, приносит ему многомиллионный доход), станет гангстером или киноактером, исполняющим третьестепенные роли.

К кино он уже сейчас имеет самое непосредственное отношение. Культовый японский режиссер Такише Кетано постоянно заказывает у него костюмы для своих фильмов.

Модельер-авангардист существует сам по себе. Поэтому он единственный из всех знаменитых дизайнеров не является членом Ассоциации Высокой моды.