Один из мировых лидеров в производстве спортивной обуви и одежды компания Nike (по-русски правильно произносится «Найки») была создана не так уж давно – в 1972 году в Бивертоне, штат Орегон.

Ее основателями стали Билл Бауэрман и Фил Найт. Брауэрман работал тренером по легкой атлетике в Орегонском университете. Найт был студентом того же вуза и подопечным Билла.

Бауэрман видел, что имеющаяся в то время спортивная обувь была слишком дорогой и непрофессиональной. Тренер попробовал сам ее модернизировать, и самое удивительное, что у него получилось!

Подробнее»

Студент взялся опробовать новинку своего наставника. Результаты его воодушевили, и Фил Найт отправился в Японию на фабрику, производящую спортивную обувь «Тайгер». Там он выдал себя за представителя несуществующей компании Blue Ribbon Sports и закупил небольшую партию «Тайгер», предварительно убедившись, что эта обувь лучше и дешевле немецкой.

Скинувшись по 500 долларов, Билл и Фил в 1964 году действительно создали фирму Blue Ribbon Sports, распределив между собой обязанности таким образом: Билл совершенствовал японские «Тайгер», так сказать, доводил их до ума. Фил занимался продажей. У того и другого была и основная работа. Но это увлечение их по-настоящему захватило, и они вкладывали в него все свои силы, время и душу.

Через год на фирме работало уже три человека: продажами стал заниматься новый сотрудник Джефф Донсон. Он считал главным в этом деле индивидуальный подход и для этого выяснял всю подноготную потенциальных покупателей. Работа пошла еще веселей. Удалось даже открыть первый магазин в Санта-Монике (Калифорния), где предлагались изделия фирмы с еще более улучшенным качеством и дизайном.

Поскольку со временем японцы существенно подняли цены на свой «Тайгер», компаньонам не оставалось ничего другого, как открыть свое производство и начать выпуск собственных кроссовок BRS.

Потом одному из них якобы приснилась крылатая богиня победы Ника, и было решено: сон, мол, – в руку и надо именно так назвать развивающуюся фирму.

В 1971 году был объявлен конкурс на ее логотип. И студентка Каролин Дэвидсон предложила свой эскиз – крыло богини, как бы нарисованное одним росчерком. Она получила приз в 35 долларов. А ее находка, которую стали называть SWOOSH, что можно очень приблизительно перевести, как «пролетающий со свистом», появилась на всех изделиях Nike.

Через 12 лет, когда фирма стала богатой и знаменитой, Фил пригласил художницу в ресторан и подарил Каролин золотой перстень, украшенный не только ее рисунком, но и бриллиантом, и конверт с акциями своей процветающей компании. Это, конечно, было правильно и справедливо.

Дебют Nike состоялся на сборах перед Олимпийскими играми 1972 года. Скоро в этой обуви уже ставили рекорды, причем не только на территории США, где она стала самой продаваемой.

В 1975 году Фил, заглядевшись за завтраком на вафельницу жены, понял: если подошва кроссовок будет выглядеть, как вафли, обувь станет намного легче, да и толчок заметно увеличится. Спортсмены сразу оценили эту новацию.

В 1979 фирма открыла линию спортивной одежды.

Настоящим прорывом стал выпуск кроссовок на воздушной подушке. Идею предложил Фрэнк Руд, ранее разрабатывавший легкую и надежную обувь для астронавтов.

Nike стала первой фирмой, использующей знаменитостей для раскрутки своего бренда. В 1985 она заключила дорогостоящий контракт баскетболистом Майклом Джорданом.

Он выходил на соревнования в ее красно-черных кроссовках, хотя эти цвета было запрещено использовать его команде. Майкл каждый раз платил штраф 1000 долларов, и это еще больше привлекало внимание болельщиков и телезрителей.

А мальчишки, обожавшие «Его Воздушество», мечтали только об этих кроссовках.

В это время их уже стали покупать как каждодневную обувь. Доходы компании поднялись до 4 миллиардов в год. На нее работали сотни предприятий в Азии, где рабочая сила стоила гроши.

Именно это и стало причиной громкого скандала, когда выяснилось, что Майкл Джордан получает больше, чем все малазийские рабочие фирмы, вместе взятые... К тому же людям надоело носить ту же обувь, что и все остальные. Неприятностей добавила и забастовка НБА в 2000 году. А тут еще Джордан ушел из большого спорта... Кризис был неминуем.

Но компания справилась со всеми невзгодами. Заключила контракт с молодым гольфистом Тайгером Вудсом. И он стабильно побеждает соперников, играя фирменным найковским мячиком.

В 2007 году Nike купила свою соперницу британскую фирму Umbra – спонсора и поставщика сборной Великобритании.

Сегодня персонал Nike составляет 27,5 тысячи человек. У компании - несколько сотен заводов в десятках стран мира.

Для российских спортсменов эта фирма даже шьет универсальную форму.