Тильда Суинтон

Имя: Тильда Суинтон Дата рождения: 05-11-1960 Биография

Знаменитая британская актриса Тильда Суинтон (Tilda Swinton) родилась 5 ноября 1960 года в Лондоне и при рождении получила имя Кэтрин Матильда Суинтон (Katherine Mathilda Swinton). Суинтон происходит из древнего англо-шотландского рода. История ее семьи насчитывает более тысячи лет. Первые упоминания о Суинтонах относятся к 886 году, когда их родоначальник Эдульф, лорд Бамбурга, присягнул на верность королю Альфреду Великому, правителю англосаксонского королевства Уэссекс. Владения Суинтонов находились в Нортумбрии и в приграничье Шотландии. Актриса родилась в семье сэра Джона Суинтона, 7-го лорда Киммергема, и леди Джудит Бальфур Киллен, родом из Австралии. Детство Тильды прошло в Германии, где в чине генерал-майора британских вооруженных сил служил ее отец.

Подробнее»


В возрасте десяти лет девочку отправили в закрытую школу-интернат в Кенте. Одноклассницами Тильды были дочери британской аристократии, и в том числе – леди Диана Спенсер, будущая принцесса Уэльская. Тильда отлично училась, получая высокие оценки по основным предметам и регулярно становясь победительницей в школьных состязаниях по бегу. Однако, когда ее собирались отправить на чемпионат всего графства, она притворилась, что растянула связки, и таким образом избежала поездки, так как предпочитала, чтобы ее стимулом было ощущение победы, а не призы. Еще будучи в школе, Тильда начала проявлять интерес к театру, принимая участие в ученических постановках. Кроме того, она пела в школьном Мадригальном хоре. Далее Суинтон продолжила образование в другом престижном учебном заведении страны – колледже Феттс в столице Шотландии Эдинбурге, среди выпускников которого значатся в числе прочих премьер-министр Великобритании Тони Блэр, теоретик рекламы Дэвид Огилви и предок актрисы Алан Арчибальд Кэмпбелл-Суинтон, чьи исследования легли в основу изобретения телевидения. После колледжа Суинтон добровольцем отправилась в Африку и пробыла там два года, работая в школах Кении и ЮАР. В тот же период, с юных лет сочувствуя левым идеям, она вступила в Коммунистическую партию Великобритании. В 1980 году Суинтон поступила в Нью-Холл, женский колледж при Кембриджском университете, где ее дисциплинами стали политология, социология и английская литература. Там она играла на сцене знаменитого студенческого театра «Кембриджские лицедеи»: в постановках «Герцогиня Мальфи» по пьесе Джона Вебстера, «Комедия ошибок» и «Сон в летнюю ночь» по пьесам Шекспира. Проучившись в Нью-Холле до 1983 года, Суинтон присоединилась к труппе Королевского общества Шекспира, знаменитого театра в Стрэтфорде, членами которого были будущие знаменитости Гэри Олдмэн, Кеннет Брана, Дэниэл Дэй-Льюис, Джульет Стивенсон, Харриэт Уолтер и Фиона Шоу. Однако там Суинтон не удалось в полной мере проявить свои способности. В 1984 году Тильда была задействована в четырех пьесах, но на незначительных ролях – появилась в роли Джульетты в «Мере за меру» и плебейки в «Юлии Цезаре» (оба спектакля были поставлены по пьесам Шекспира), монахини в «Дьяволах» и матери солдата в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» по одноименной пьесе Бертольда Брехта, с Джуди Денч и Зое Уонамэйкер в главных ролях. Разочарованная Суинтон отправилась на поиски более провокационных театральных форм в Эдинбург. Там в 1985 году состоялся ее дебют на сцене театра «Траверс» в постановке «Белая роза», в котором, кроме нее, участвовали всего два актера. В этом спектакле о вкладе женщин в противостояние фашистам в Сталинграде Суинтон исполнила роль инженера Ирины Паспортниковой. Тогда же Суинтон познакомилась с Джоном Бирном, сорокапятилетним шотландским художником и драматургом, оформлявшим декорации к постановке, за которого вышла замуж четыре года спустя. В 1986 году актриса дебютировала на телевидении в фильме «Застроцци», современной интерпетации готического романа Шелли и одном из самых дорогих проектов британского телеканала Channel 4. В том же году состоялся дебют актрисы в кино – в паре с Удо Киром она снялась в картине «Эгомания: остров без надежды» режиссера Кристофа Шлингензифа, известного своим радикальным подходом к искусству. Далее последовала картина «Караваджо» - биографическая фантазия британского режиссера-авангардиста Дерека Джармена на тему жизни и творчества великого итальянского живописца Микеланджело да Караваджо. В этом фильме, в котором режиссер придает отношениям художника и его модели Рануччо (в его роли снялся Шон Бин) гомосексуальный оттенок, Суинтон исполнила роль Лены – любовницы Рануччо и натурщицы Караваджо. Знакомство с Джарменом стало важным этапом в формировании творческого пути актрисы. Его идеи, его отличающиеся от общепринятых взгляды на жизнь и искусство совпадали с ее собственными, и потому режиссер и актриса с легкостью находили общий язык. Всего Суинтон появилась в девяти проектах Джармена. В том же году актриса приступила к съемкам в немецком фильме «Открытая вселенная» - истории о молодом датчанине Роберте, который убивает отца и затем совокупляется с собственной матерью, роль которой и исполнила Суинтон. Режиссером этого экспериментального триллера, представленного зрителям только в 1993 году, стал Клаус Выборны. В 1987 году Суинтон появилась в картине «Ария» - фильме-компиляции из нескольких десятиминутных эпизодов, снятых разными авторами на тему оперы. Над фильмом работали Роберт Олтмэн, Жан-Люк Годар, Кен Рассел и другие режиссеры – в том числе Джармен, в новелле которого под названием «Depuis le jour» и участвовала актриса. В том же году она снялась в фантастическом фильме «Смерть Дружбы». Действие фильма разворачивается на Ближнем Востоке во время конфликта Палестины и Иордании 1970 года. Журналист Салливан спасает героиню Суинтон от преследования боевиков ООП, а затем узнает, что она – андроид по имени Дружба, много лет назад отправленная инопланетянами с миссией мира на Землю. Не сделав пока окончательного выбора между кино и театром, в 1987 году Суинтон приняла участие в трех театральных постановках – «Путеводитель», «Мероприятие» по пьесе Бертольда Брехта и «Человек человеку». В 1988 году, после короткометражного фильма «Степени слепоты», созданного ассистентом Джармена, Суинтон снялась у самого Джармена в двухминутном видео «Вдохновение» по авангардной гомоэротичной опере современного итальянского композитора Сильвано Буссотти. Далее последовала еще одна работа у Джармена в фильме «Все, что осталось от Англии». Эта апокалиптическая драма представляла собой смешение самых разнообразных сюжетов, объединенных общим мотивом размышления о судьбе нации при Маргарет Тэтчер. Суинтон появилась в сверхъестественной сцене-пародии на свадьбу принца Чарльза и леди Дианы Спенсер, где, поддавшись порыву импровизации, разорвала на себе свадебное платье. На Берлинском кинофестивале 1988 года Суинтон получила свою первую кинонаграду – специальный приз «Тедди», вручаемый за фильмы о сексуальных меньшинствах. Вскоре последовала очередная работа у Джармена. Это была отснятая в рекордно короткие сроки антивоенная драма «Реквием войны» (1989), визуальный ряд к оратории британского композитора Бенджамина Бриттена и поэмам Уилфрида Оуэна. В проекте Суинтон исполнила роль медсестры. Критики высоко оценили игру актерского ансамбля в этом пронзительном и способном шокировать фильме. В том же году актриса приняла участие в телефильме «Исполни мне что-нибудь», по рассказу лауреата премии Букера Джона Берджера. Писатель сам исполнил главную роль, сыграв таинственного незнакомца, развлекающего беседой группу пассажиров (среди которых была героиня Суинтон) в аэропорту Барры, пустынного острова в архипелаге Внешних Гебридских островов. В 1989 году актриса завершила свою театральную карьеру, приняв напоследок участие в театральных постановках «Долгое путешествие вокруг света» и «Моцарт и Сальери» по трагедии Пушкина. В последнем спектакле она впервые предстала в образе мужчины – самого великого Моцарта. Далее, в 1990 году, она появилась в роли официантки Кисси Крауч в телесериале «Твое неверное сердце» по сценарию Джона Бирна. В том же году Тильда и Джон поженились. Суинтон вновь появилась у Джармена в 1990 году в дерзкой провокационной драме «Сад». В это время режиссер умирал от СПИДа, и это смертельное заболевание наложило тяжелый отпечаток на его творчество и на эту картину в особенности. Лента была практически лишена диалогов и представляла собой чередование сцен на темы Нового Завета, в также – на тему отношения церкви и общества к гомосексуализму. Появившись в 1991 году в немецком фильме «Вечеринка: Натюрморт», режиссером которого была ее подруга Синтия Беатт, Суинтон приступила к съемкам в новом проекте Джармена – драме «Эдуард II» по пьесе драматурга елизаветинской эпохи Кристофера Марло. За блестящее воплощение образа Изабеллы Суинтон получила премию Венецианского кинофестиваля как лучшая актриса 1991 года. Следующей ее работой стала роль жертвы концентрационного лагеря Эллы Герик в драме «Человек человеку» (1992), экранизации одноименного спектакля, в котором Суинтон играла пять лет назад. 1992 год стал поворотным в карьере актрисы – она исполнила главную роль в фильме Салли Поттер «Орландо» по знаменитому роману-биографии Вирджинии Вулф, и эта картина стала, пожалуй, самым известным фильмом с ее участием. Фильм разделен на шесть смысловых частей и охватывал период в 350 лет. Первую половину этого срока Орландо проживает мужчиной, а вторую – женщиной. Игра актрисы получила восторженные отзывы критиков. На Международном кинофестивале в Сиэтле Суинтон получила премию лучшей актрисы года, а сама картина была признана лучшим фильмом на Венецианском кинофестивале и получила ряд других престижных кинонаград. Озвучив Офелию в мультфильме «Гамлет», Суинтон вернулась к Джармену и в 1993 году приняла участие в двух его фильмах. Первым стал «Витгенштейн», еще одна биографическая фантазия Джармена, на сей раз — о жизни известного философа XX века Людвига Витгенштейна. Суинтон появилась там в роли леди Оттолин Моррелл, любовницы Бертрана Рассела, друга и наставника Витгенштейна. Вторым фильмом стала начисто лишенная визуального ряда предсмертная лента Джармена «Blue» - за кадром на фоне синего плана звучали лишь голоса Суинтон, двух других актеров и самого режиссера, рассказывающего о своих последних днях. 19 февраля 1994 года Джармен умер. Глубоко переживая потерю друга, Суинтон перестала сниматься (в 1994 году она появилась на съемочной площадке лишь однажды – в экспериментальном фильме «Воспоминание о мимолетном: правдивые истории, визуальная ложь»). Она увлеклась бегами и проводила много времени, делая ставки на ипподроме. В 1995 году Суинтон приняла участие в выставке художницы-авангардистки Корнелии Паркер, на неделю превратившись в живого экспоната – она проводила по восемь часов в день, лежа, словно Спящая Красавица, с закрытыми глазами в стеклянном боксе. После того, как актриса побывала с выставкой в Риме и снялась в видеоклипе техно-группы Orbital, состоялось ее возвращение в кино – в драме 1996 года «Женская извращенность» по одноименному феминистскому трактату Луизы Каплан. Лента вошла в конкурсную программу фестиваля независимого кино Санденс. В 1997 году Суинтон снялась в фантастическом фильме Линн Хершман-Лисон «Задумывая Аду» - истории о женщине, которая, используя киберпространство как машину времени, находит способ связаться с давно покойной дочерью лорда Байрона и известным математиком XIX века. В том же году актриса стала матерью, родив близнецов Ксавье и Онор, а затем, желая больше времени уделять семье, вновь сократила участие в кинопроектах до минимума и переехала с мужем и детьми из Челси на северо-восток Шотландии. Следующее ее появление на экранах произошло в 1998 году в биографическом фильме ее давнего знакомого Джона Мэйбери «Любовь – это дьявол: штрихи к портрету Фрэнсиса Бэкона», в основу которого легла история взаимоотношений знаменитого художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона и его любовника Джорджа Дайера. А в 1999 году Тильда снялась в психологическом триллере Тима Рота «Зона военных действий». В 2000 году Суинтон появилась в приключенческом триллере Дэнни Бойла «Пляж», с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Далее в том же году последовала работа в мистической ленте известного канадского режиссера Робера Лепажа «Возможные миры», где актриса исполнила сразу четыре роли. После «Пляжа», Суинтон стали приглашать в голливудские проекты, и, если сценарии производили на нее впечатление, актриса принимала эти предложения. Первой голливудской картиной Суинтон стал фильм «Концы в воду» (2001) - мистический триллер по роману Элизабет Холдинг. За роль в этой картине Суинтон была номинирована на получение ряда престижных кинонаград (в том числе на «Золотой глобус»), а в итоге была награждена премиями Общества кинокритиков Бостона и Общества кинокритиков Лас-Вегаса как лучшая актриса. В том же году она сыграла эпизодическую роль в триллере Камерона Кроу «Ванильное небо», а через год еще одну второстепенную роль – в фильме «Адаптация». В 2002 году Суинтон вновь поработала с Линн Хершман-Лисон. На этот раз она приняла участие в фантастическом фильме «Техносекс», истории о биогенетике Розетте Стоун, создателе трех своих клонов — киборгов Руби, Олив и Маринн, питающихся хромосомами из мужской спермы. Вновь Тильда сыграла сразу 4 роли. Далее актриса снялась у себя на родине в драме Дэвида Маккензи «Молодой Адам» по мотивам одноименного романа Александра Трокки. Эта работа принесла Суинтон премию Британской Академии кино и телевидения за лучшую женскую роль в шотландском фильме. В 2003 году актриса появилась в драме «Приговор», в котором ее героиня, судья Аннемари Ливи, поднимает давнее дело Пьера Броссара, пособника нацистов во Франции времен режима Виши, с намерением добиться, чтобы он ответил за совершенные 60 лет назад преступления против человечества. После небольшого перерыва Суинтон появилась в необычном проекте - видеоинсталляции турецкого модельера Хусейна Чалаяна «Отсутствие присутствия», которая была представлена в павильоне Турции на 61-м Венецианском кинофестивале. 2005 год стал плодотворным для Суинтон – она была задействована сразу в остроумной мелодраме «Дурная привычка» и в двух крупнобюджетных голливудских проектах: в мистическом триллере «Константин: повелитель тьмы», с Киану Ривзом, и в сказочном фильме «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф».

В этой картине, по одноименному произведению Клайва Льюиса, актриса появилась в облике злой Белой колдуньи, погрузившей волшебную страну Нарнию в вечную зиму. Изначально предполагалось, что в этой роли будет задействована Мишель Пфайффер, но по семейным обстоятельствам актриса не смогла принять участие в фильме, и на ее место пригласили Суинтон. Кроме того, в 2005 году Суинтон, по приглашению Джима Джармуша, снялась в его новом фильме «Сломанные цветы», с Биллом Мюрреем в главной роли. В 2008 году актриса снялась в фильме «Майкл Клейтон» и получила своего первого Оскара за лучшую роль второго плана. 2006 год принес сразу три фильма с участием актрисы. Среди них – биографическая драма Дэвида Маккензи «Нико», в котором Суинтон исполнила главную роль актрисы, модели и певицы Нико, музы Энди Уорхола, погибшей от передозировки героина. Во втором фильме – драме «Стефани Дэйли» - Суинтон исполнила роль судебного психолога Лидии Крейн. В январе 2006 года фильм был представлен на Sundance Film Festival и получил награду за лучший сценарий. Также в 2006 году были завершены съемки актрисы в драме «Майкл Клейтон», с Джорджем Клуни в главной роли. Далее в послужном списке Суинтон появились роли в таких картинах, как «Фантасмагория: Видения Льюиса Кэрролла» (2007), «Человек из Лондона» (2007), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008), «Стань тенью» (2008), «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» (2008), «Джулия» (2008), «После прочтения сжечь» (2008) и «Пределы контроля» (2009). Суинтон жила с шотландцем Джоном Патриком Бирном, художником и драматургом, от которого родила двоих близнецов – сына Ксавье и дочь Онор. Затем актриса начала встречаться с художником из Новой Зеландии Сандро Коппом. Семья Тильды живет в небольшом городе Нэрн на севере Шотландии (область Хайленд), основанном еще в XI веке во времена короля Вильгельма Льва. Интересные факты из жизни Тильды Суинтон В 2004 году Тильда Суинтон стала членом жюри Каннского кинофестиваля. Тильда принимала участие в записи аудиокниги по одному из своих самых известных фильмов – «Орландо». Актриса также была главой жюри 59-го Берлинского кинофестиваля (2009), а в 1993 году Тильда Суинтон входила в состав жюри XVIII Московского международного кинофестиваля. За свою карьеру Тильда получила большое количество наград Берлинского, Венецианского и других международных кинофестивалей, премий «Оскар» и «Золотой глобус», Британской Академии кино и телевидения и всевозможных ассициаций кинокритиков.