Сельма Лагерлеф. Она родилась 20 ноября 1858 года в провинции Вермланд на юге Швеции.
Древний, но обнищавший дворянский род.
Фамильное имение Морбакка: после смерти отца Сельмы, офицера в отставке Эрика Густава Лагерлёфа, оно будет продано за долги, а дочь выкупит его, когда заработает литературой крупные деньги.
Сельма Оттилиана Ловиза — четвертая из пятерых детей.
В три года ее разбил детский паралич, отнялись ноги, ходить снова девочка начала только в девять, после лечения в Гимнастическом институте Стокгольма, а хромой осталась на всю жизнь.
Из больных детей часто вырастают мечтатели и писатели.
В детстве и юности Сельма писала стихи, читала запоем, однако оторванной от жизни принцессой-мечтательницей ей стать не дали: девушке из небогатой, пусть и аристократической семьи необходима профессия.
Несмотря на хромоту, Сельма едет учиться в Стокгольм, сначала в лицей, а затем в Королевскую высшую женскую академию.
И как раз оканчивает ее, когда прежний уютный мир окончательно рушится: отец умер, Морбакка, принадлежавшая семье Лагерлёф с XVI века, ушла с молотка.
Сельма становится учительницей в школе для девочек в Ландскроне.
Ученицы ее любят, начальство косится из-за чересчур демократичных занятий и неформатной подачи материала, но ничего, терпит.
А она вечерами пишет свой первый роман «Сага о Йёсте Берлинге».
Пока это только отдельные главы, которые 32-летняя учительница решается послать на литературный конкурс.
Первая премия плюс предложение издать роман, который даже не дописан до конца.
Для окончания работы над ним Сельма Лагерлёф берет в школе долгосрочный отпуск: в те времена литература еще считалась достаточно серьезным занятием, чтобы посвятить ей все свое время.
Финансово помогла подруга, баронесса Софи Альдеспаре, а затем, уже после публикации «Йёсты Берлинга», Лагерлёф получила стипендию короля Оскара ІІ и смогла уйти из школы совсем.
И заниматься только тем, чем хотела: путешествовать (в 90-е годы она съездила на Сицилию, в Палестину и в Египет) и писать.
В 1902 году увидел свет двухтомный роман «Иерусалим», гонорар за который позволил ей выкупить родную Морбакку.
А в 1906-м — «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», так в оригинале.
Мы же привыкли с детства, что эта книжка называется «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
«Нильс» был написан по заказу Общества учителей именно как учебник по географии для шведских школьников.
Мальчик, заколдованный гномом за нехорошее поведение, летит верхом на гусе над родной страной, обозревая ее с высоты гусиного полета, а мудрая Акка Кебнекайзе, гусыня-вожак стаи, помогает как следует разобраться с материалом.
Получить заказ под настолько, мягко говоря, оригинальную концепцию учебника было не так-то просто, но с другой стороны — сама Сельма Лагерлёф, уже довольно громкое имя в литературе плюс педагогический стаж.
Принята книга была тоже неоднозначно: оценивая именно учебник, критики упрекали писательницу в недостаточной структурированности, переизбытке фольклора, а кое-кто и напрямую обозвал роман «неудавшимся попурри из фантастических мечтаний старой девы».
Однако затем маятник качнулся в другую сторону: «Лагерлёф подарила детям стимул к познанию».
И самое главное — новый учебник приняли дети.
«Пока детям весело читать эту книгу, она будет побеждать», — говорила сама писательница.
Советские дети читали адаптированного «Нильса». Сокращенного почти впятеро. Избавленного от подробностей шведской географии: действительно, зачем нам скрупулезное перечисление городков, селений и речек с непроизносимыми названиями?
А многие знают Нильса по замечательному мультику «Заколдованный мальчик», одному из полнометражных шедевров советской мультипликации.
Нобелевский комитет рассматривал кандидатуру Сельмы Лагерлёф несколько раз, а присуждена ей премия была в 1909 году. Женщине — уникальный прецедент. Женщине-сказочнице, и речь не только о «Нильсе»: странная, фантастическая атмосфера сквозит и во «взрослых» ее произведениях, начиная с «Йёсты Берлинга».
После нобелевки Сельма Лагерлёф продолжала литературную работу: были написаны романы «Изгнанник», «Король Португалии», историческая трилогия о Лёвеншёльдах, несколько автобиографических книг.
Много времени уделяла новаторскому тогда феминизму, выступала на женских конференциях и конгрессах, в том числе в Штатах.
Для феминистического движения она стала, понятно, живым символом — о таком прорыве, как женщина-нобелиат, раньше не приходилось и мечтать.
Источник cтатьи: zn.ua